Подходы к тестированию качества звучания
И в заключение рассмотрим качество звучания через призму эстетической и психоакустической составляющих. Для того чтобы определить, что же такое качество звучания, воспользуемся результатами исследований известного специалиста в области аудиоаппаратуры Анатолия Марковича Лихницкого. Он предлагает для тестирования оборудования класса Hi-End использовать граммофонные записи начала XX века. "Мы убедились, что метод тестирования, использующий старые фамзаписи с их офаничением полосы частот, плохим отношением "сигнал/шум" и искажениями, обладает большей разрешающей способностью, чем метод тестирования, при котором используются современные записи. Оказалось, что старые фамзаписи позволяют лучше замечать качественные изменения как в аналоговой, так и цифровой части записывающего оборудования. Отмеченная способность главным образом объясняется исключительным богатством музыкального содержания старых записей. Без этого содержания, как следует из предлагаемой мной концепции, аудио-экспертиза не просто дает менее надежные результаты, но и вообще утрачивает смысл". (А. М. Лихницкий, "Качество звучания. Новый подход к тестированию аудиоаппаратуры", СПб.: "ПиК", 1998.) В основе концепции А. Лихницкого лежит предположение, что удовлетворение от прослушивания музыки складывается из трех компонентов:
Музыкальный продукт должен быть качественно выполнен на всех этапах: композиции, исполнения и записи. Более того, запись должна музыкально звучать на любом носителе: по радио, по телевидению, на магнитофонах и музыкальных центрах разного класса и т. д. Именно этим, как мы понимаем, и объясняется А. Лихницким выбор граммофонного материала, не удовлетворяющего современным требованиям с инженерной точки зрения, зато обладающего высокой эстетической ценностью с точки зрения музыкальности. Благодаря работам А. М. Лихницкого становятся понятными парадоксы современности: когда старые записи (например, записи Beatles, сделанные в 1960-х годах) больше вовлекают в прослушивание, чем многие современные — выполненные на технике последнего поколения, главным (и, пожалуй, единственным) критерием качества которой стали следующие параметры: 24 бит/96 кГц/56-битная обработка аппаратными эффектами. Итак, сами по себе технические параметры оборудования не гарантируют высокого качества фонограммы во всех трех составляющих: достоверности, комфортности и музыкальности. Загадочная с точки зрения инженера составляющая — музыкальность — вообще остается за пределами области технических измерений. Но она, как ни странно, и является наиболее значимой величиной с точки зрения успеха записи у слушателя (по крайней мере, это можно предположить). Забегая вперед, отметим, что важнейшая цель мастеринга — повышение этой составляющей. Таким образом, основная задача, которую способен решить музыкант в своей персональной компьютерной студии, формулируется так: создание фонограммы, вовлекающей в прослушивание. Примечание Примечание Сразу оговоримся, что мы не рассматриваем случай плохой музыки. Наши рассуждения относятся к варианту, когда "живое" исполнение на акустических или электронных инструментах вызывает значительный интерес у публики. А запись, обладающая музыкальностью, способна поддерживать этот интерес у слушателей, побывавших на "живых" концертах, либо привлекать новую аудиторию. В книге будут рассмотрены три программных продукта нового поколения:
Все программы имеют свои особенности и могут применяться для решения разноплановых музыкальных задач. Основное внимание будет подчинено наименее затратной для создания современной демо-записи технологии — "весь звук внутри компьютера". |
Назад
|