В наши дни основной вектор развития музыкальных компьютерных технологий
направлен в область ресурсозависимых (Native) технологий.
Ведущие разработчики музыкального программного обеспечения ориентируются
в основном на программную (виртуальную) технологию обработки звука — без
применения специализированных аппаратных устройств (Native Audio
Processing).
Фирма Steinberg (http://www.steinberg.net, http:/www.nuendo.com)
развенчивает ложное представление о незаменимости аппаратных средств
и заявляет, что ее продукт — программа Nuendo — превращает PC в DAW (Digital
Audio Workstation — цифровая рабочая аудиостанция), которая не нуждается
в "специализированных аппаратных средствах DSP".
Об этом открыто продекларировано в документации к программе: "один
из замечательных мифов цифровых аудиосистем состоит в том, что для построения
полноценной цифровой рабочей станции требуются вагоны 'железа' и DSP-чипов
Nuendo не нуждается ни в каких специализированных аппаратных средствах
DSP и так, постоянно адаптируясь к текущему состоянию of-the-art-технологии,
тем самым обеспечивая себе статус профессиональной промышленной платформы
в течение последующих лет".
Примечание
Цитата приведена из документации к программе Nuendo: "One of the
great myths of digital audio systems is that truckloads of audio hardware
and DSP chips are necessary to build a capable audio workstation. ...
Nuendo needs no dedicated DSP hardware and so constantly adapts itself
to the current state-of-the-art technology".
DSP-чип
DSP (digital signal processor) — специализированный процессор цифровой
обработки сигнала.
Теперь несколько слов о "сопутствующих товарах" — plug-ins,
встраиваемых приложениях или виртуальных эффектах.
Здесь тоже наблюдается значительный прогресс. Раньше низкая производительность
PC тормозила рост качества алгоритмов, заложенных в разнотипные встраиваемые
приложения. Поэтому разработчикам приходилось идти на компромисс, например,
использовать 16-битные алгоритмы, всевозможные упрощения, усечения и т.
д.
Сегодня прежний сдерживающий фактор — недостаток быстродействия — стремительно
исчезает, что, в свою очередь, дает небывалый простор для технических
решений разработчиков plug-ins.
Так, уже сейчас во многих plug-ins используется 64-битная внутренняя точность
обработки, что, в принципе, и является одним из важнейших показателей
профессиональности приложений. Показатель, который находится в одном ряду
с другими всевозможными хитростями и ноу-хау — в виде моделирования высококачественных
аналоговых устройств, психоакустических алгоритмов и т. д.
Теперь посмотрим на тенденцию "всеобщей виртуализации" с точки
зрения потребителей: профессионалов и любителей.
Последнее время все чаще в различных публикациях, в том числе и в Интернете,
появляются схожие по тональности мнения звукорежиссеров и других специалистов
по цифровому аудио о том, что значительно удобнее работать с компьютерной
программой, чем сражаться с ветряными мельницами в виде ящичков и коробочек,
связанных между собой паутиной проводов.
Подведем промежуточный итог: нет сомнений в том, что сегодня происходит
необратимый процесс виртуализации студий — и мы являемся его свидетелями.
Наконец-то настало время, когда все этапы работы с музыкальным материалом
можно производить только в компьютере.
И теперь звук может обрабатываться, не покидая его пределов, вплоть до
последнего этапа — переноса на коммерческий носитель (CD-Audio, DVD-Audio
и т. д.).
Итак, если вы, уважаемые читатели:
то настоятельно рекомендуем вам обратить свой взгляд в направлении виртуальных
звуковых технологий.
И еще один штрих — сравним простоту освоения разнородных продуктов рынка:
программ для PC и аппаратных устройств.
В действительности оборудование, которое предлагают ведущие фирмы для
домашних студий, постоянно усложняется. Например, документация к цифровому
микшерному пульту в ценовом диапазоне от 6000 $ может в пять раз превышать
по объему документацию к программному обеспечению для PC (например, документацию
к программе Nuendo).
Это объясняется тем, что подобное сложное изделие представляет собой специализированный
компьютер со своей внутренней операционной системой. Поэтому человеку,
незнакомому с компьютерными технологиями, освоить подобное устройство
будет уже нелегко.
Сформулируем вывод, сделанный жизнью: музыканту, живущему в век информационных
технологий, так или иначе не избежать изучения компьютера. Возврата к
"старым добрым ящикам", по всей видимости, уже не предвидится.
Но свобода выбора остается. Она заключается в том, что человек сам решает,
в какой из областей наращивать свои знания: изучать постоянно меняющееся
многообразие специализированных устройств или осваивать стандартизированное
программное обеспечение для PC.