Подходы к тестированию качества звучания
И в заключение рассмотрим качество звучания через призму эстетической
и психоакустической составляющих.
Для того чтобы определить, что же такое качество звучания, воспользуемся
результатами исследований известного специалиста в области аудиоаппаратуры
Анатолия Марковича Лихницкого. Он предлагает для тестирования оборудования
класса Hi-End использовать граммофонные записи начала
XX века.
"Мы убедились, что метод тестирования, использующий старые фамзаписи
с их офаничением полосы частот, плохим отношением "сигнал/шум"
и искажениями, обладает большей разрешающей способностью, чем метод тестирования,
при котором используются современные записи.
Оказалось, что старые фамзаписи позволяют лучше замечать качественные
изменения как в аналоговой, так и цифровой части записывающего оборудования.
Отмеченная способность главным образом объясняется исключительным богатством
музыкального содержания старых записей.
Без этого содержания, как следует из предлагаемой мной концепции, аудио-экспертиза
не просто дает менее надежные результаты, но и вообще утрачивает смысл".
(А. М. Лихницкий, "Качество звучания. Новый подход к тестированию
аудиоаппаратуры", СПб.: "ПиК", 1998.)
В основе концепции А. Лихницкого лежит предположение, что удовлетворение
от прослушивания музыки складывается из трех компонентов:
- 1. Достоверность— иллюзия реальности звуковой картины,
созданной звуковоспроизводящим аудиооборудованием. Чем сильнее иллюзия,
.тем выше достоверность.
- 2. Комфортность — степень отсутствия раздражающих факторов,
таких как шумы, трески, искажения и т. д. Причем подчеркивается, что
комфортность определяется субъективной глубиной дискомфорта вследствие
концентрации внимания слушателя на этих раздражающих факторах.
- 3. Музыкальность — концентрация внимания слушателя на
самой музыке, вовлеченность в процесс прослушивания. При этом делается
важный вывод, что слушатель готов пожертвовать достоверностью и комфортностью,
если он по-настоящему вовлечен в прослушивание, т. е. получает эстетическое
наслаждение от самой музыки. В этом случае слушатель обратит внимание
на дефекты записи только при разрушении ими здания музыки, нарушения
ее содержания.
Нельзя не согласиться с этими утверждениями. Тем более что они подтверждаются
современными поговорками музыкантов, вроде "мы слушаем музыку, а
не качество звучания", "музыку портят не байты и биты, а композиторы"
и т. п.
Музыкальный продукт должен быть качественно выполнен на всех этапах: композиции,
исполнения и записи.
Более того, запись должна музыкально звучать
на любом носителе: по радио, по телевидению, на магнитофонах и музыкальных
центрах разного класса и т. д.
Именно этим, как мы понимаем, и объясняется А. Лихницким выбор граммофонного
материала, не удовлетворяющего современным требованиям с инженерной точки
зрения, зато обладающего высокой эстетической ценностью с точки зрения
музыкальности.
Благодаря работам А. М. Лихницкого становятся понятными парадоксы современности:
когда старые записи (например, записи Beatles, сделанные в 1960-х годах)
больше вовлекают в прослушивание, чем многие современные — выполненные
на технике последнего поколения, главным (и, пожалуй, единственным) критерием
качества которой стали следующие параметры: 24 бит/96 кГц/56-битная обработка
аппаратными эффектами.
Итак, сами по себе технические параметры оборудования не гарантируют высокого
качества фонограммы во всех трех составляющих: достоверности, комфортности
и музыкальности.
Загадочная с точки зрения инженера составляющая — музыкальность — вообще
остается за пределами области технических измерений.
Но она, как ни странно, и является наиболее значимой величиной с точки
зрения успеха записи у слушателя (по крайней мере, это можно предположить).
Забегая вперед, отметим, что важнейшая цель мастеринга — повышение этой
составляющей.
Таким образом, основная задача, которую способен решить музыкант в своей
персональной компьютерной студии, формулируется так: создание фонограммы,
вовлекающей в прослушивание.
Примечание
Сразу оговоримся, что мы не рассматриваем случай плохой музыки. Наши рассуждения
относятся к варианту, когда "живое" исполнение на акустических
или электронных инструментах вызывает значительный интерес у публики.
А запись, обладающая музыкальностью, способна поддерживать этот интерес
у слушателей, побывавших на "живых" концертах, либо привлекать
новую аудиторию.
В книге будут рассмотрены три программных продукта нового поколения:
- SAWStudio от фирмы Innovative Quality Software;
- Nuendo от фирмы Steinberg;
- Samplitude Producer 2496 от фирмы Magix.
Все программы имеют свои особенности и могут применяться для решения разноплановых
музыкальных задач. Основное внимание будет подчинено наименее затратной
для создания современной демо-записи технологии — "весь звук внутри
компьютера".
|