Виртуальный звук

         

Подходы к тестированию качества звучания

И в заключение рассмотрим качество звучания через призму эстетической и психоакустической составляющих.
Для того чтобы определить, что же такое качество звучания, воспользуемся результатами исследований известного специалиста в области аудиоаппаратуры Анатолия Марковича Лихницкого. Он предлагает для тестирования оборудования класса Hi-End использовать граммофонные записи начала XX века.
"Мы убедились, что метод тестирования, использующий старые фамзаписи с их офаничением полосы частот, плохим отношением "сигнал/шум" и искажениями, обладает большей разрешающей способностью, чем метод тестирования, при котором используются современные записи.
Оказалось, что старые фамзаписи позволяют лучше замечать качественные изменения как в аналоговой, так и цифровой части записывающего оборудования. Отмеченная способность главным образом объясняется исключительным богатством музыкального содержания старых записей.
Без этого содержания, как следует из предлагаемой мной концепции, аудио-экспертиза не просто дает менее надежные результаты, но и вообще утрачивает смысл". (А. М. Лихницкий, "Качество звучания. Новый подход к тестированию аудиоаппаратуры", СПб.: "ПиК", 1998.)
В основе концепции А. Лихницкого лежит предположение, что удовлетворение от прослушивания музыки складывается из трех компонентов:

  1. 1. Достоверность— иллюзия реальности звуковой картины, созданной звуковоспроизводящим аудиооборудованием. Чем сильнее иллюзия, .тем выше достоверность.
  2. 2. Комфортность — степень отсутствия раздражающих факторов, таких как шумы, трески, искажения и т. д. Причем подчеркивается, что комфортность определяется субъективной глубиной дискомфорта вследствие концентрации внимания слушателя на этих раздражающих факторах.
  3. 3. Музыкальность — концентрация внимания слушателя на самой музыке, вовлеченность в процесс прослушивания. При этом делается важный вывод, что слушатель готов пожертвовать достоверностью и комфортностью, если он по-настоящему вовлечен в прослушивание, т. е. получает эстетическое наслаждение от самой музыки. В этом случае слушатель обратит внимание на дефекты записи только при разрушении ими здания музыки, нарушения ее содержания.

Нельзя не согласиться с этими утверждениями. Тем более что они подтверждаются современными поговорками музыкантов, вроде "мы слушаем музыку, а не качество звучания", "музыку портят не байты и биты, а композиторы" и т. п.
Музыкальный продукт должен быть качественно выполнен на всех этапах: композиции, исполнения и записи.
Более того, запись должна музыкально звучать на любом носителе: по радио, по телевидению, на магнитофонах и музыкальных центрах разного класса и т. д.
Именно этим, как мы понимаем, и объясняется А. Лихницким выбор граммофонного материала, не удовлетворяющего современным требованиям с инженерной точки зрения, зато обладающего высокой эстетической ценностью с точки зрения музыкальности.
Благодаря работам А. М. Лихницкого становятся понятными парадоксы современности: когда старые записи (например, записи Beatles, сделанные в 1960-х годах) больше вовлекают в прослушивание, чем многие современные — выполненные на технике последнего поколения, главным (и, пожалуй, единственным) критерием качества которой стали следующие параметры: 24 бит/96 кГц/56-битная обработка аппаратными эффектами.
Итак, сами по себе технические параметры оборудования не гарантируют высокого качества фонограммы во всех трех составляющих: достоверности, комфортности и музыкальности.
Загадочная с точки зрения инженера составляющая — музыкальность — вообще остается за пределами области технических измерений.
Но она, как ни странно, и является наиболее значимой величиной с точки зрения успеха записи у слушателя (по крайней мере, это можно предположить). Забегая вперед, отметим, что важнейшая цель мастеринга — повышение этой составляющей.
Таким образом, основная задача, которую способен решить музыкант в своей персональной компьютерной студии, формулируется так: создание фонограммы, вовлекающей в прослушивание.

Примечание
Сразу оговоримся, что мы не рассматриваем случай плохой музыки. Наши рассуждения относятся к варианту, когда "живое" исполнение на акустических или электронных инструментах вызывает значительный интерес у публики. А запись, обладающая музыкальностью, способна поддерживать этот интерес у слушателей, побывавших на "живых" концертах, либо привлекать новую аудиторию.

В книге будут рассмотрены три программных продукта нового поколения:

  • SAWStudio от фирмы Innovative Quality Software;
  • Nuendo от фирмы Steinberg;
  • Samplitude Producer 2496 от фирмы Magix.


Все программы имеют свои особенности и могут применяться для решения разноплановых музыкальных задач. Основное внимание будет подчинено наименее затратной для создания современной демо-записи технологии — "весь звук внутри компьютера".


Содержание раздела