Примечание
Скорее всего, эволюция звукотехники идет по следующему пути: аналоговая
— цифровая — виртуальная.
Примечание
Для того чтобы сделать эффект общим для нескольких треков, требовался
специальный plug-in AUX Send/Return стандарта SAW Native (крайне неудачно
реализованный, с нашей точки зрения).
Примечание
Вся виртуальная маршрутизация в SAWStudio выполняется в стереорежиме.
Примечание
Заметим, что в других программах (например, SAWPro или Cool Edit Pro)
применение этого метода почти нереально. Во-первых, для этого необходимо
промежуточное сведение в файл. Во-вторых, для оперативной корректировки
баланса инструментов в группе требуется множество лишних операций.
Кстати, из-за таких объективных ограничений программ прошлого поколения
и появилась точка зрения, что "PC не подходит для серьезной работы
со звуком".
Рис. 1.70. Секция Out Assign
Нажатая кнопка соответствует назначению канала на определенный выход.
Предупреждение
В SAWStudio запрещено "горячее" переопределение выходов. Для
этого потребуется остановить процесс воспроизведения.
Назначать выходы можно не только с помощью кнопок, но и выбором соответствующих
пунктов в списке устройств (рис. 1.71).
Для вызова списка достаточно щелкнуть в любом свободном месте в пределах
секции Out Assigns. Группы обозначаются символом
пунктира "----".
Мастер-каналом в данном примере является Output-канал № 1, т. к. он назначен
на физическое устройство.
Рис. 1.71. Назначение выхода в списке устройств
Совет
Сведение — процесс творческий. Поэтому структура маршрутов в процессе
может изменяться неоднократно.
Для быстрого перехода между секциями Out Assigns различных каналов лучше
пользоваться списком каналов (см. разд. "Быстрый переход между каналами
микшера" ранее в этой главе) (рис. 1.72).
Старт и остановку воспроизведения удобно осуществлять клавишей <Пробел>
или щелкая правой кнопкой мыши непосредственно в секции Out Assigns, не
сворачивая окно микшера.
Предупреждение
Напомним, что группы нельзя назначать друг на друга: сигнал каждой группы
должен быть направлен на мастер-канал.
Рис. 1.72. Быстрый переход на другой канал с помощью списка
Секция AUX Sends (AUXAssigns)Рис. 1.73. Секция AUX Sends
С цифровым регулятором тоже можно работать в пошаговом режиме. Для этого нужно щелкать по верхней или нижней стрелочке символа левой кнопкой и удерживать ее до появления курсора (рис. 1.75).Рис. 1.74. Пошаговое регулирование
Рис. 1.75. Непрерывное регулирование
Совет
Непрерывным регулированием можно пользоваться при "живом" сведении,
когда требуется записывать автоматизацию. В некоторых случаях это более
удобно, чем плавно уводить/выводить уровень, ухватившись мышью за фейдер.
Управление регулятором панорамы модуля AUX Sends выполняется аналогично:
Совет
Сбросить регулятор в положение по умолчанию можно, щелкнув по нему одновременно
двумя кнопками мыши.
Примечание
В этом режиме сигнал ответвляется на AUX-канал после обработки в Input-канале,
исключая эффекты секции FX Patch (Pst Fader).
Примечание
В этом случае кнопка FX(Pst) подключает вход AUX-канала к выходу
секции FX Patch (Pre Fader) Input-канала и сигнал, посылаемый
на дополнительную шину, будет обработан эффектами секции FX Patch
(Pre Fader) — до регулятора громкости и панорамы Input-канала.
Примечание
Сигнал ответвляется на AUX-канал уже после секции FX Patch (Pst Fader),
т. е. он отправляется в AUX-канал после прохождения полной обработки в
Input-канале.
Примечание
Управление кнопками и регуляторами в секции AUX Sends автоматизируется.
Использование AUX-каналов для мониторинга
Использование AUX-каналов при мониторинге может существенно облегчить
совместную работу звукорежиссера и исполнителя.
Примечание
Отметим, что выходы AUX-каналов можно назначать на физические устройства.
Это позволит эффективно использовать AUX-канал для мониторинга при "живой"
записи.
Часто исполнителю в процессе последовательной многоканальной записи
мешают несведенные "посторонние партии" аранжировки. Рассмотрим
на примере, как в этом случае звукорежиссер может ему помочь.
Сформируем маршрут, при котором через AUX-канал № 1 пройдет сигнал только
тех каналов, которые нужны исполнителю. В этом случае звукорежиссер
будет контролировать мастер-сигнал (все партии), а исполнителю будет слышна
только нужная ему часть — собственный отрегулированный
сигнал.
Примечание
Для того чтобы воспользоваться этой возможностью, необходима многоканальная
звуковая карта (в крайнем случае две мультимедийные звуковые карты, установленные
на один компьютер).
Опишем последовательность действий для приведенного примера.
Примечание
Все поля, содержащие треугольник в левом верхнем углу (указан стрелкой
на пиктограмме поля Out Asgn), раскрываются в виде списка параметров
настройки.
В результате проделанных операций AUX-канал № 1 в данном примере будет выводиться на внешнее физическое устройство.
Примечание
Входы Return-каналов и выходы AUX-каналов можно назначать на физические
устройства. Это дает возможность подключения к мультитреку SAWStudio внешних
аппаратных устройств обработки звука.
В связи с тем, что данная тема выходит за рамки концепции книги "весь
звук внутри компьютера", мы адресуем читателей, интересующихся этой
темой, к официальной документации SAWStudio.
Для использования AUX- и Return-каналов исключительно в виртуальной студии
в поле Out Asgn секции Aux Master (и в поле Input Source секции Return)
должна быть надпись — Virtual (установка по умолчанию).
Рис. 1.76. Назначение физического выхода Aux Master
Предупреждение
Если маршрут AUX-канала сформирован не полностью, то прохождения сигнала
не будет. В секции Out Asgn Return-канала (не путать с полем Out Asgn
секции Aux Master) обязательно должен быть назначен хотя бы один из двадцати
четырех Output-каналов.