Виртуальный звук



   

Особенность обработки звука plug-ins в окне FX F-Res Patches

Давайте заглянем в программу несколько глубже, чем это предлагается обычному пользователю. И сделаем это не из праздного любопытства, а для того, чтобы лучше понимать процессы, происходящие "на поверхности".
Несмотря на то что алгоритмы программы почти всегда являются "секретом фирмы", некоторое общее исследование провести можно.
В качестве "инструмента исследования" возьмем программный битоскоп AnalogX BitPolice (www.analogx.com), который подключается как DirectX plug-in.
В программе SAWStudio кнопки FX слотов всех Input-каналов и Return-каналов имеют желтый цвет. А у Output-канала имеется еще и красная FX-кнопка, рядом с которой написано Final Res (Финальное разрешение).
Сделано это не случайно:

  • обработка звука plug-ins, подключенными в "желтые" слоты, производится с 24-битным разрешением;
  • plug-ins, подключенные в "красные" слоты, обрабатывают звук с финальным разрешением.

Поясним отличия, обозначенные разным цветом.
Финальное разрешение — это разрешение (или разрядность) мультитрека, установленное в меню MultiTrack | Resolution.

Примечание
Этот параметр должен соответствовать возможностям аудиооборудования. Как правило, мультимедийные звуковые карты позволяют воспроизводить только 16-битный звук. Поэтому после установки разрешения, превышающего возможности оборудования, будет выдано предупреждающее сообщение в момент старта воспроизведения.

Необходимо помнить о важности сохранения промежуточных результатов обработки в файлах с высокой разрядностью. (Об этом мы подробно писали в книге "'Живая' музыка на PC", БХВ-Петербург, 2001.)
В SAWStudio эта возможность реализуется благодаря тому, что внутри программы исходные звуковые файлы преобразуются к более высокой разрядности. Поэтому разрядность виртуальной обработки выше исходной разрядности АЦП 16-битной звуковой карты.
При виртуальном сведении 16-битная звуковая карта может влиять на качество только с точки зрения мониторинга.
В SAWStudio могут одновременно сводиться 16, 20 и 24-битные файлы, а финальное разрешение целиком зависит от возможностей применяемого оборудования и задачи.

Примечание
В дальнейшем мы подробно рассмотрим процесс сведения в финальный файл с 24-битным разрешением, команды BuiltMix To... и т. д.

Из всего этого следует простой вывод: при 16-битном оборудовании не следует подключать plug-ins в слот Final Res (окно FX F-Res Patches). В архитектуре SAWStudio обработка в слоте Final Res будет производиться после подпрограммы дизеринга и подпрограммы "мягкого" клиппирования (Dithering — сглаживание полутонов, Soft-Clipping — клиппирование).

Команды меню MultiTrack
Команда MultiTrack Soft-Clipping вызывается через меню MultiTrack и обеспечивает алгоритм "мягкого" клиппирования. Это означает, что если выходной сигнал мультитрека превышает уровень 0 дБ, то ограничение происходит мягкое (едва заметное на слух). Последующая обработка в слоте Final Res в 16 битах может вызвать дополнительное ограничение сигнала.
В документации к SAWStudio рекомендуется отключать режим "мягкого" клиппирования. Во-первых, это высвобождает ресурсы центрального процессора. А во-вторых, если перегрузку выше уровня 0 дБ не маскировать с его помощью, то можно вовремя предупредить ошибки сведения.
Подменю Dither меню MultiTrack содержит четыре пункта, из которых один соответствует выключенному состоянию, а три остальных разным алгоритмам дизеринга. В выборе алгоритма дизеринга не существует четких правил. Мы рекомендуем его вообще отключить и сводить в файл с 24-битным разрешением. И дизеринг применять только однократно — на заключительной стадии мастеринга Audio CD (к этому мы вернемся позже, в разд. "MS-мастеринг в SAWStudio").

Проведем небольшое исследование. Подключим битоскоп в разрыв Input-канала после регулятора громкости и панорамы.

Рис. 1.104. Обработка в Input-канале

На рис. 1.104 видно, когда разряды с номерами не изменяются — с 1 по 8 (число 100), и когда они активно работают — с 9 по 32 (числа в диапазоне от 1 до 68).

Примечание
Число 50 означает, что разряд принимает значения 0 и 1 с одинаковой частотой, т. е. идет обработка.

Теперь увеличим регулятором громкости уровень канала на 20 дБ.
На рис. 1.105 видны изменения: заработали оставшиеся восемь разрядов. Они обеспечивают запас по перегрузке (Headroom) виртуального канала на 48 дБ.
Поэтому можно смело повышать уровень Input-канала на 20 дБ, а затем скомпенсировать это превышение на Output-канале (понизить там уровень на 20 дБ) без искажений сигнала.

Рис. 1.105. Обработка в Input-канале с уровнем выше 0 дБ

Рис. 1.106. Обработка в слоте Final Res

Для того чтобы картина была полной, подключим битоскоп в слот Final Res мастер-канала.
Для наглядности на рис. 1.106 показан случай мастер-канала с 16-битной звуковой картой. Это сделано для того, чтобы продемонстрировать распространенные проблемы 16-битной обработки: отсутствие запаса по перегрузке, отсечение низкоуровневых сигналов.
В заключение акцентируем внимание на некоторых важных моментах.
Если не стоит задача сжатия материала в МРЗ, то вообще не рекомендуется использовать слот Final Res (при 16-битном оборудовании).
В случае использования Output-канала как группы, аудиопоток обходит слот Final Res и движется в направлении мастер-канала. Поэтому единственное место, где может произойти снижение качества звука — это слот Final Res мастер-канала.

   

Книжный магазин