В предыдущих разделах мультитрек рассматривался в двух режимах: Normal
Mode и Select Mode.
Напомним, что в этих режимах те изменения в секциях виртуальной консоли
(Fader, Pan, EQ и т. д.), которые были сделаны последними, автоматически
действовали на весь трек — независимо от позиции курсора. Иначе говоря,
они становились настройками по умолчанию.
Если где-то на мультитреке была сделана установка (например, регулятора
громкости канала в позицию -12 дБ), то она действовала на весь трек. Это
способ неавтоматизированной регулировки (non-automated).
Для того чтобы пояснить возможности автоматизации, проведем образную параллель.
Представим, что дорожки — это музыкальные партии, а данные автоматизации
на них — это приложение к партиям в виде указаний к исполнению.
При неавтоматизированной регулировке оттенки исполнения партии не будут
меняться. И музыка будет исполнена в соответствии с первым (и единственным)
указанием.
Запись автоматизации позволяет менять оттенки исполнения как угодно часто
и в любой последовательности.
Таким образом, возвращаясь к сведению, можно классифицировать процесс микширования
как статический и динамический.
Статическое микширование, с однократным созданием баланса между каналами,
предполагает, что при сведении многоканальной фонограммы все необходимые
параметры виртуальной консоли настраиваются за один раз, и после этого они
никак не изменяются. Такой способ может применяться
только при сведении "гипермонотонного" продукта, реанимировать
который уже все равно не удастся.
Если в произведении есть музыка — присутствует
картина композиции, которая разворачивается при исполнении, используются
разнообразные оттенки фразировки для передачи музыкальных образов, то такое
произведение заслуживает качественной звукорежиссуры.
Ведь сведение очень похоже на работу дирижера. И талант людей в этих важных
областях творческой деятельности способен, во-первых, выявить те скрытые,
на первый взгляд, нюансы, оттенки художественного образа, а во-вторых,
ювелирно огранить сверкающий алмаз музыки, заключить его в дорогую оправу
"звуковой трактовки".
Автоматизацию динамического микширования в работе компьютерного звукорежиссера
трудно переоценить. Ведь она предполагает последовательное и многоразовое
изменение параметров консоли, которое фиксируется программой во времени.
Как известно, при всей схожести виртуальных пультов с "железными",
у них есть одно существенное отличие. Компьютерный музыкант может дотронуться
до виртуальных элементов управления только одной "рукой" — курсором
мыши.
Но ведь даже один Input-канал содержит много элементов управления, регулировать
которые курсором мыши раздельно в режиме реального времени невозможно.
Более того, даже в том случае, если подключить к SAWStudio микшер-контроллер,
то и это не отменит необходимости автоматизации.
Главное преимущество автоматизации заключается в том, что с ее помощью
можно выполнять динамическое микширование последовательно, в несколько
проходов. При этом можно создавать сложнейшие варианты сведения, изменять
их при необходимости, манипулируя ручками управления в любой последовательности,
и при этом быть уверенным, что все звукорежиссерские указания будут надежно
зафиксированы программой SAWStudio.