Системы пространственного звука принято обозначать термином Surround.
Основное их отличие в количестве каналов: здесь оно превышает два. Поэтому
Surround-системы — это системы многоканальные.
Звучание Surround-систем создает эффект присутствия, тем самым открывая
новые горизонты компьютерной музыки.
Прежнее достижение — стандартный стереофонический двухканальный звук —
тоже отличался от монофонического ощущением звукового пространства. Он
легко реализовывался технически, поэтому двухканальная стереофония стала
повсеместной. Но, например, в мире профессионального кино уже давно считается,
что для создания звукового реализма требуется большее — как минимум четыре
канала.
В области бытовой звуковоспроизводящей аппаратуры уже были сделаны попытки
расширить стереоограничение — увеличить количество каналов до четырех.
Так появилась квадрофония. Но ее введение, по ряду причин, не имело коммерческого
успеха. Хотя прогрессивное начало в ней, несомненно, присутствовало —
в ней было применено матричное кодирование, позволяющее упаковать четыре
канала в два.
Развитие звукового оформления профессионального кино прогрессировало.
Фирмой Dolby Laboratories (http://www.dolby.com)
был проведен ряд разработок, который позволил сложившуюся к тому времени
в кинематографе схему объемного звука LRCS закодировать в два канала.
Примечание
Аббревиатура LRCS расшифровывается как L (Left) — левый канал, R (Right)
— правый канал, С (Center) — центральный канал, S (Surround) — пространственный.
Такая система матричного кодирования получила название Dolby Surround.
В ней четыре канала LRCS аналоговым способом кодируются в два — Lt и Rt
(Left, Right — total).
Первоначальный простой декодер Dolby Surround позволил выделить Surround-канал.
Впоследствии сложный декодер Dolby Pro Logic обеспечивал полное декодирование
LRCS.
Кодирование в упрощенном виде выглядит так:
Модуль Ultrafunk fx:surround программным способом обеспечивает панорамирование
источника в виртуальном LRCS-пространстве и кодирование по технологии
Dolby Surround (о модуле Ultrafunk fх:surround см.
разд. "3D Stereo" выше в этой главе). Поэтому совсем
не сложно создать с его применением в SAWStudio фонограмму в Dolby Surround.
В конце 1980-х годов в Dolby Laboratories была создана цифровая технология
пространственного звука— Dolby Digital 5.1. В ней используется шесть каналов,
которые обрабатываются особым алгоритмом информационного сжатия Dolby
АС-3.
Шесть каналов получили следующие обозначения — L (Left), R (Right), С
(Center), Ls (Surround left), Rs (Surround right), LFE (Low Frequency
Effects, Subwoofer) — низкочастотный канал эффектов.
В SAWStudio отсутствует встроенный кодек АС-3, но, тем не менее, можно
свести микс в шесть каналов в формате Dolby Digital 5.1 без информационного
сжатия. Для этого в программе предусмотрена специальная Surround-маршрутизация
с использованием регулятора XY Surround Pan. Рассмотрим ее.