Зачастую работа со звуком требует усложнения схемы маршрутизации. И
тогда возможностей панели VST Send Effects
становится мало. Например, в том случае, если один эффект панели
VST Send Effect нужно заменить последовательной цепочкой plug-ins
или требуется именно стерео Send-маршрутизация (панель VST
Send Effects принимает моносигнал).
Тогда на помощь приходят "универсальные строительные элементы"
— групповые каналы Group Channel. Они представлены
в двух окнах: в окне Nuendo Project в качестве
дорожек автоматизации, а в окне VST Mixer
как ячейки Channel strip.
Можно сказать, что групповые каналы — это те же самые аудиоканалы, но
без VST-входрв.
Групповые каналы можно назначать друг на друга, использовать для Send-маршрутизации
с аудиоканалов или других групп. Но, несмотря на широту возможностей,
между этими каналами "военная дисциплина" — строжайшая иерархия
маршрутов.
Первое правило: от того, как расположены Audio-
и Group-треки в окне Nuendo Project в секции
Track List зависит порядок следования ячеек
Channel strip в окне VST
Mixer.
Примечание
Несколько опережая события, предлагаем обратить внимание на два рисунка:
2.143 и 2.144. На рис. 2.143 в обоих окнах порядок следования треков и
каналов последовательный: 01, 02, 03, 04; а на рис. 2.144 первый номер
находится в середине — 02, 03, 01, 04. То есть, при изменении расположения
групповых дорожек в секции Track List изменится и порядок следования ячеек
Channel strip. Важным для понимания моментом является то, что такие перестановки
неизменно скажутся на звучании материала, т. к. будет изменена иерархия
групповых каналов.
Итак, самая верхняя дорожка мультитрека представлена первой ячейкой
Channel strip — ближайшей к общей панели
(Common panel). От расположения дорожки Group
Track зависит ее место в иерархии групповых каналов.
Рассмотрим простой пример. Создадим на пустом мультитреке четыре групповых
трека и назначим их выходы друг на друга. Сразу выявится закономерность,
что с увеличением номера группового канала в его списке Channel
Output уменьшается количество возможных маршрутов к другим группам.
Отсюда вытекает второе правило: групповой
канал можно назначать только на те групповые каналы, которые расположены
после него — т. е. ближе к фейдеру мастер-шины.
Проверим правило — назначим группы друг на друга "по старшинству":
Group 01, Group 02, Group 03, Group 04 (рис. 2.143).
Рис. 2.143. Маршрутизация групповых каналов
А теперь изменим этот порядок расположения групповых треков в секции Track List: переместим Group 01 ближе к концу списка — на место трека Group 03.
Рис. 2.144. Влияние расположения Group-треков
На рис. 2.144 показано, что в результате такого перемещения произошло
автоматическое переназначение выходов.
Канал Group 01 стоял раньше первым в последовательности
и был назначен на канал Group 02. Теперь Group
01 стоит третьим. Поэтому он не может сохранять
маршрут на "младший" канал, стоящий в последовательности перед
ним, — на Group 02. Следовательно, выход канала
Group 01 автоматически
переназначается на мастер-шину.
Канал Group 02 был назначен на канал Group
03. Но теперь третьим находится Group 01.
Значит именно на него и назначается Group 02 (см.
рис. 2.144).
Предупреждение
Необходимо учитывать, что перестановки или добавление новых групповых
треков могут разрушить существующую схему маршрутизации. Поэтому при добавлении
нового трека необходимо предварительно выделить самый нижний групповой
трек в секции Track List или вообще снять выделение с треков щелчком мыши
с клавишей <Shift>. Новый трек добавляется ниже выделенного. Если
же не выделен ни один трек, то новый трек будет добавлен "в конец
списка" — ниже самого последнего в секции Track List.
"Закон субординации" действителен и для Send-маршрутов с группового
канала на другой групповой канал.
Подводя итог, отметим, что вариантов схем маршрутизации может быть много:
от простой функциональной замены панели VST Send
Effects до специальных схем обработки звука.
В качестве иллюстрации приведем пример сложной маршрутизации (рис. 2.145).
Здесь четыре группы сведены в пятую — Group 05
— через маршрутизацию Channel Output. Из аудиоканала
Audio 01 сформированы Send-маршруты на все
пять групп.
В группах тоже есть возможность формирования дополнительных Send-маршрутов.
Правда, только с учетом "правила субординации": чем выше "звание"
(порядковый номер в последовательности) — тем меньше вариантов получить
"дальнейшее назначение".
В результате получилась схема маршрутизации, которая может быть творчески
использована для сложной обработки звука с применением автоматизации микшера
и VST-plug-ins.
Предупреждение
Модули plug-ins, используемые в качестве Send-эффектов и имеющие внутреннее
микширование dry/wet, должны быть установлены в режим wet, т. е. обеспечивать
100%-ный уровень обработанного сигнала и нулевой уровень прямого.
В этой системе микширования фейдер каждого группового канала фактически выполняет функцию Return-регулятора.
Рис. 2.145. Пример маршрутизации с групповыми каналами
Групповые каналы могут использоваться и для более простых задач объединения
каналов, так же, как группы в SAWStudio. Каналы, назначенные на групповой
канал через Channel Output routing, получают
общую обработку его Insert-эффектами (например, эквалайзером и компрессором).
А управление уровнем суммарного сигнала (Submix) будет осуществляться
только одним фейдером. Кроме того, выход каждого группового канала может
быть направлен во внешний микшер через Output Bus. В результате получится
схема микширования виртуальных каналов в группах с возможностью последующего
смешивания групп во внешнем микшере.
Режимы Solo и Mute для сложной маршрутизации
Применение групповых каналов для сложных схем маршрутизации имеет ряд
особенностей, связанных с режимом Solo. Включение режима Solo на любом
канале приглушает (Mute) все каналы, включая и групповые. А ведь это достаточно
типичная ситуация, когда требуется прослушать отдельный трек в режиме
Solo с обработкой. Для того чтобы избежать нежелательного приглушения
групп, избранных для Send-маршрутизации, нужно для них применить специальный
режим Solo Defeat. Переход в режим Solo Defeat
осуществляется щелчком по кнопке Solo с нажатой
клавишей <Alt>. Повторение этой комбинации отменяет режим Solo Defeat.
Примечание
Данный режим может применяться и для обычных аудиоканалов.
Следующая особенность, связанная с режимом Solo, следует из иерархии
маршрутов. Если в примере на рис. 2.145 включить режим Solo на канале
Group 05, то в режиме Solo окажутся все
остальные группы.
И наоборот, включение режима Solo на любом из групповых каналов с Group
01 по Group 04 автоматически переведет
в режим Solo канал Group 05. Таким образом,
каналы, связанные общим маршрутом по выходу (Channel Output routing),
связаны также и режимом Solo.
В примере на рис. 2.145 если смотреть от канала Group
05, то маршрут разветвляется на остальные группы.
Следовательно, правило формулируется так: "старший" канал активизирует
режим Solo на всех "подчиненных" каналах. И наоборот, "подчиненный"
канал "передает эстафету" (режим Solo) по иерархии вверх.
Режим Mute отличается от Solo тем, что он распространяется только по нисходящей.
"Старший" канал приглушает все "подчиненные" каналы.
Примечание
Это правило распространяется и на аудиоканалы, назначенные на группы.
Особенности маршрутизации моноаудиоканала
Многие источники сигнала имеют один канал, например, микрофон. Поэтому
далеко не во всех случаях целесообразно записывать стереотреки. Если для
входного сигнала не применяется специальная
стереообработка внешним процессором эффектов, то имеет смысл задействовать
один канал. Однако результат обработки моноканала Insert-эффектами plug-ins
также остается моно. Для преодоления этой проблемы нужно использовать
групповые каналы. Моноаудиоканал нужно назначить на групповой канал, в
котором и применить стереообработку.
Использование Send-маршрутизации также имеет свои особенности. В случае
посыла на эффекты панели VST Send Effects,
например, на ревербератор, выходной сигнал реверберации будет уже стереофоническим
(при соответствующих настройках подключаемого модуля).
Send-маршрутизация с использованием групп выглядит несколько сложнее (рис.
2. 146).
Рис. 2.146. Send-маршрутизация моноканала
Аудиоканал через один слот секции Sends может быть связан с группой либо как левый канал, либо как правый, что обозначается названием группы с буквой R.