Мы намеренно не рассматривали панель VST Master
Effects раньше, т. к. в стереоконфигурации она является аналогом
сходной панели программы Cubase VST, которая в этой программе предназначена
для подключения plug-ins общей обработки. Такими plug-ins обычно бывают
эквалайзеры, компрессоры, максимайзеры и дизеринг-процессоры.
В этом разделе речь идет о Surround Sound, поэтому панель
VST Master Effects будет рассмотрена под этим углом зрения — для
многоканального режима.
В зависимости от настроек VST Master Setup
мастер-шина в программе Nuendo может состоять максимум из восьми каналов.
Панель VST Master Effects вызывается одноименной
командой меню Devices, клавишей <F7>
или кнопкой Ins (Ipserts) фейдера мастер-шины
(см. рис. 2.156). Панель состоит из восьми слотов, причем седьмой и восьмой
слоты включены после фейдера мастер-шины Master Gain
(рис. 2.160).
Примечание
На рис. 2.160 изображена шестиканальная конфигурация панели VST Master
Effects для пресета 5.1 Surround.
Рис. 2.160. Панель VST Master Effects
Сделано это не случайно. Седьмой и восьмой слоты предназначены для восьмиканального
дизеринг-процессора Nuendo Dither (или двухканального UV 22), а также
для модуля Matrix Encoder. После обработки этими модулями уровень сигнала
больше изменяться не должен.
Остальные шесть слотов могут использоваться для тех же компрессоров, эквалайзеров
и максимайзеров. Каждый слот активизируется красной кнопкой. Каждый щелчок
правой кнопкой мыши по кнопке Ins (Inserts)
фейдера мастер-шины (см. рис. 2.156) включает/выключает режим обхода всех
слотов панели VST Master Effects.
В многоканальной конфигурации Surround-проекта обработка должна вестись
специализированными многоканальными plug-ins. Такие модули после инсталляции
нужно искать в субменю Surround списка plug-ins.
Фирма Steinberg разработала для Nuendo специальный пакет восьмиканальных
модулей под названием Nuendo Surround Edition. Пакет состоит из следующих
plug-ins:
С помощью этого пакета в Nuendo можно производить Surround Mastering
многоканального звука во всех существующих форматах.
Для работы с многоканальным звуком необходимо иметь возможность группировать
каналы (то есть связывать каналы по обработке).
Для примера можно рассмотреть случай обработки стереосигнала компрессором
с отсутствием связи между каналами. Тогда громкий звук в одном канале
вызовет срабатывание компрессора только по этому каналу. Результат — смещение
звука по стереобазе к центру. Связь между каналами вызвала бы срабатывание
компрессора по обоим каналам, и смещения звука не произошло бы. Чтобы
понять преимущества восьмиканального компрессора со сгруппированными каналами,
распространим эту ситуацию на многоканальный звук.